Введение в оборот церковной канонизированной литературы
15.05.2016
И тем значимее все проявления отхода от этого мировоззрения под влиянием непосредственной практики крестьян и ремесленников, отраженные в народном творчестве.
Весьма важно также учитывать следующее. Даже при вседовлеющей, всепроникающей догматике христианства (и не только христианства) всегда существует наличие внутренней несогласованности, даже противоречивости во взглядах. И особенно это характерно для средневековья. Вызывается это опять-таки наличием мировоззренческого канона (бог-творец распоряжается миром явлений, вызывает их, и потому они принципиально непредсказуемы - человек не может проникнуть в волю бога) и практической деятельностью людей того времени (учет погодных условий, различных атмосферных явлений - окраска облаков, солнца, луны и т. д.). Отсюда приходили к выводу, что явления эти и условия погоды тесно связаны, повторяются, существуют их циклы. Значит, их можно и нужно предсказать. Каноны эти хотя и противоречили друг другу, но в сознании человека того времени уживались. «Сферы» их «деятельности» были распределены, и соотношение их нарушалось в ту или иную сторону в тех случаях, когда что-либо давало свидетельства правильности того или иного канона. Объективно, в процессе познания природы первый канон постепенно уступал место второму, происходила перестройка мировоззрения.
Разумеется, все сказанное выше - это только небольшая часть того, что составляет специфику мышления человека средних веков. Многое, к сожалению, восстановить уже невозможно, ибо выйти за рамки мышления своего времени исключительно трудно, как и мыслить категориями того времени.
Татаро-монгольское нашествие, будучи неизмеримым несчастьем для русского народа, почти ничего не изменило в естественнонаучных представлениях русских.