Опорный кран
28.05.2016
Многие писатели подчеркивают огромную роль в укреплении мира процессов взаимообогащения искусств и культур. Так, Леопольд Сенгор (Сенегал) пишет: «Произведения искусства или литературы способствуют сохранению мира на земле как раз в той мере, в какой, опираясь на культурные ценности нации, к которой принадлежит художник, они оплодотворяются влияниями другой цивилизации или других цивилизаций. Все великие творения искусства и литературы отмечены этим качеством. Я имею в виду произведения Пушкина, Толстого, Ленина».
Всякое литературное произведение есть прежде всего акт общения, а общение - самое действенное средство разрушить предубеждения и завязать диалог, напомнить людям о том, «что у них много общего на земном пути», «что красота живет и в сумерках и простая прелесть золотистого лимона радует глаз даже в серый вечер» (Мануэль Кофиньо, Куба). Пробуждая чувство общности судеб всех людей, их стремление к счастью, искусство вызывает желание «помогать, а не ранить друг друга».
Из множества ответов хочется выделить один. Принадлежит он французскому писателю Алену Боске. «Я не верю,- пишет Боске,- в необходимость прямого влияния искусства или литературы на положение в мире. Прямолинейное, грубое толкование задач искусства сегодня, мне кажется, нигде уже не популярно. Опорный кран - творение мира по самой своей природе, поскольку призывает к мягкосердечию, учит мечтать, пробуждает все, что есть в человеке самого ценного, воздействуя на его воображение. Хорошая книга - как прекрасный отрывок из Моцарта или Бородина. Стоит ли задаваться вопросом, почему она побуждает к миру, - просто факт этот очевиден. Вместо того, чтобы кричать «Да здравствует мир!», произведение искусства должно создавать атмосферу мира и взаимопонимания, никого не поучая. «Три сестры» настраивают на мир, и Чехову нет необходимости впрямую говорить о нем. Красота - союзница мира всегда».