Пластиковые ступени для лестниц на улице
05.06.2016
При таком метрическом смещении линий тона, приходящиеся на одну и ту же счетную единицу, могут опережать своих «партнеров» в другом голосе или отставать от них. Со складом русской подголосочной полифонии пьесу роднит тонкая передача пространственных эффектов приближения и удаления звучания.
Совершенно иной характер присущ предпоследней пьесе цикла, получившей название «Горизонталь и вертикаль», которая требует от слушателя предельной сосредоточенности внимания. Каждый тон обретает в этой миниатюре особый смысл, и надо напряженно вслушиваться в сочетание звуков, чтобы уловить логику мысли, выраженной подобно афоризму. Но если это удастся, то в движении тонов и аккордов проступит высший порядок, откроется красота и целесообразность конструкции. Ее основой стал принцип единства горизонтали и вертикали, в столь последовательной и четко осознанной форме утвердившийся лишь в музыке XX в.
Тона 10-звучного ряда, складывающиеся в выразительную мелодическую линию, сочетаются с аккордами, составленными из звуков того же самого ряда. Причем изложение построено так, что тона, только что отзвучавшие в мелодии, вновь напоминаются в созвучиях гармонии. Мелодическая линия - «развертка» гармонических сочетаний, созвучия гармонии - «проекция» мелодии, переводящая ее тона в вертикальное измерение. Таков главный принцип, положенный в основу этой пьесы, где на передний план выступает свойство музыки как мышления в звуках. Постигнув его логику, мы ощущаем то же удовлетворение, какое испытываем, решив задачу со многими неизвестными. Возможно вам понадобятся пластиковые ступени для лестниц на улице.
Особого упоминания заслуживает заключительная пьеса цикла - «Полифоническая мозаика». В ней композитор собирает, связывает в единый узел тематические построения всех, без исключения, ранее прозвучавших 24-х миниатюр, создавая своего рода «полифонический монтаж». И действительно, здесь ничего не сочинено заново - всё, вплоть до деталей, взято и смонтировано из остальных пьес цикла.