Оцифровка документов
05.06.2016
Дух состязания сказывается не только в поочередном выходе партнеров на передний план. Он ощущается также в их совместном звучании, где возникает многоплановость, внутренняя полифоничность. Следуя за солистом, оркестр, постоянно пытаясь ему противостоять, развивает самостоятельную линию. Такая внутренняя полифоничность - отличительная черта концертного стиля Щедрина, широко использующего контрасты различных планов одновременного звучания. Это свойство корреспондирует с другой особенностью стиля концертов - остротой, резкостью, неожиданностью контрастов-сопоставлений в последовательном развертывании музыки. Ее течение может показаться калейдоскопичным, насыщенным резкими поворотами музыкального движения. Словно композитор прислушивается к причудливой смене голосов современного мира и стремится схватить их неожиданные сочетания в образах музыки, не только не сглаживая различия, но заостряя их до предела, за которым все распадается на осколки. Возможно понадобится оцифровка документов.
Суть внутреннего развития концертов Щедрина состоит в том, что такие резкие контрасты затем получают свое оправдание и смысл движения образов как раз и заключен в выявлении связи, родства в чужеродном, несходном, порой даже враждебном. В этом и состоит пафос драматургии музыки Щедрина, быть может с особенной яркостью проявившийся именно в его фортепианных концертах. Сказанное выше справедливо по отношению к такому внешне традиционному сочинению, как Первый концерт, созданному еще в пору учебы в консерватории (1954). Истоки стиля тогда еще совсем молодого автора выявлены достаточно очевидно. Отчетливо ощущается, кто именно повлиял на Щедрина в пору становления его самобытного таланта. Конечно, прежде всего вспоминается музыка Прокофьева. Близость к заветам великого русского мастера сказалась в рельефной броскости тематизма, в остроте и неожиданности контрастов, и даже в трактовке некоторых приемов пианистической техники, где сочетаются острота и ритмическая энергия с изяществом и тонкостью пассажей, захватывающих крайне высокий регистр инструмента с его «стеклянным» звучанием.