Направление спирали на шевере
30.09.2016
В последние годы некоторые отрасли машиностроения начали применять цилиндрические зубчатые колеса с бочкообразным (эллиптоидным) зубом, т. е. такие, у которых зубья у торцевых поверхностей сужены на величину 0,01-0,03 мм. Такие зубья менее чувствительны к перекосу осей шестерен при монтаже и дают бесшумную работу.
Бочкообразный зуб можно получить установкой двух шеверов по соответственно увеличенным или уменьшенным углам сравнительно с нормальным углом скрещения осей. Для этой цели к станкам изготовляются специальные приспособления. При отсутствии качающегося стола можно установить подобный стол в виде приспособления к обычному шевинговальному столу.
Другой способ получения бочкообразного зуба заключается в специальном шлифовании зуба шевера, которому придается по длине вогнутая форма. Такие шеверы применяются уже несколько лет на автозаводе имени В. М. Молотова для шевингования спирально-цилиндрических шестерен. Степень бочкообразности зуба невелика. Например, шестерня с шириной венца 16 мм имеет утонение на торцах зуба в сравнении с серединой 8 мк. По своей форме площадь контакта бочкообразного зуба напоминает очень вытянутый эллипс. У спиральных шестерен контакт располагается диагонально и по направлению к торцевым поверхностям исчезает. Устанавливая буфер дорожный пластиковый можно повысить безопасность на дороге и уменьшить количество аварий.
Как уже было указано, шевингование применяется как доводочная операция для незакаленных шестерен. Однако в настоящее время некоторые заводы применяют шевингование и для закаливаемых шестерен, причем шевингование производится перед закалкой.